Образование, размещение и хранение строительных отходов

В прошлом году начался второй этап мусорной реформы, который затронул сферу обращения строительного мусора. На законодательном уровне был закреплен новый термин ОССиГ, который расшифровывается как «отходы строительства, сноса и грунтов». Правительство разработало и утвердило новые правила сбора, перевозки и размещения стройотходов, а также ужесточило штрафы и другие административные наказания за нарушения установленных регламентов.

Содержание

  • 1 Что такое ОССиГ
  • 2 Сбор и накопление
  • 3 Нормативы и учет
  • 4 Вывоз и перевозка
  • 5 Куда вывозить
  • 6 Площадки для строительных отходов в Подмосковье
  • 7 Штрафы и последствия для нарушителей

Разработчики нововведений настроены на значительное сокращение числа несанкционированных свалок, увеличение доли перерабатываемого вторсырья и безопасное для экологии и здоровья людей размещение строительных отходов.

Что такое ОССиГ

К категории ОССиГ относятся остатки строительных и отделочных материалов, битый бетон и кирпич, куски деревянных и железобетонных изделий и конструкций. В эту же группу попадают излишки грунта, которые образуются при рытье котлованов, скважин и прочих земельных работ. Весь хлам, остающийся после капитального ремонта и сноса зданий, входит сюда же.

Четкое разделение между твердым коммунальным и строительным мусором позволяет упростить сортировку и переработку, а также уделить более пристальное внимание и контроль к каждой группе отходов.

На заметку! Результаты анализа содержимого незаконных свалок показали, что в 90% случаев вдоль обочин и в лесах недобросовестные граждане и компании выбрасывают именно стройотходы. Если учесть, что этот вид мусора имеет повышенный класс опасности, то возникает серьезный риск негативного воздействия на окружающую среду. Это и стало дополнительной причиной пристального внимания надзорных органов к этой сфере.

Накопление и хранение строительных отходов на дворовых контейнерных площадках запрещено. За их вывоз не отвечают городские жилищно-коммунальные службы, поэтому надеяться, что остатки перекрытий и битой кафельной плитки вывезут местные мусоровозы не стоит. Для таких случаев потребуется вызов специализированного подрядчика.

Подробные процедуры и правила сбора, вывоза, обработки и утилизации содержатся в «Об отходах производства и потребления». Сейчас остановимся на важном.

Сбор и накопление

Для первоначального накопления строительных отходов требуется выделить определенное свободное место на стройплощадке или объекте, где ведется стройка или ремонт. Мелкий и сыпучий хлам пакуют в полипропиленовые или прочные тканевые мешки, которые продаются в магазинах стройтоваров. Это значительно облегчает дальнейшую погрузку в мусоровоз и экономит место.

Для удобства и снижения стоимости перевозки и обработки имеет смысл делать первичную сортировку строительных отходов по мере их образования, пакуя в разные мешки пластик, макулатуру, стекло, металл. Вывоз смешанного хлама обойдется заказчику дороже, чем отсортированного. Это напрямую связано с расценками в пунктах приема, поэтому перевозчику выгоднее всего забирать с объектов «чистые» фракции.

Застройщики и бригады строителей заказывают специальные контейнеры под загрузку. Стоимость аренды такого бункера почасовая. Если своими силами загрузить бункер проблематично, можно вызвать бригаду грузчиков и арендовать экскаватор-погрузчик. При этом на крупных объектах бункеры могут размещаться стационарно, а их вывоз осуществляется по мере накопления.

Стандартные контейнеры вмещают объем 8 м3 (до 3 тонн), 20 и 27 м3 (до 12 и 15 тонн соответственно).

Места временного хранения строительных отходов должны быть обустроены, чтобы исключить риски загрязнения воздуха, почвы или воды.

Внимание! Опасные отходы обязательно хранятся отдельно. Требуется регулярные замеры и контроль допустимого содержания вредных веществ в окружающей среде.

Нормативы и учет

Ответственность за сбор, временное хранение, учет образовавшихся и переданных на дальнейшую переработку, использование, обезвреживание или захоронение стройотходов несут отходопроизводители.

Максимально допустимый объем накопления и другие нормативы относительно строительных отходов, включая сроки и способы их хранения, устанавливаются в каждом регионе в строгом соответствии с требованиями экологии, санитарными нормами и стандартами, а также требованиями пожарной безопасности.

Перед перемещением мусора составляется акт приема-передачи, а в журнале внутреннего учета делаются соответствующие отметки о дате, виде и объеме вывозимого груза.

Вывоз и перевозка

С 1 июня 2021 года ужесточились требования к порядку перемещения строительных отходов. Выполнять перевозку может только специализированная компания, которая имеет государственную лицензию. Актуальный список добросовестных возчиков размещен на сайте подмосковного министерства ЖКХ.

Важно! При необходимости вывоза стройотходов из квартиры, обратитесь в свою управляющую компанию. Руководство УК может иметь действующий договор с лицензированной компанией-перевозчиком. Позвоните в ЖЭК для уточнения.

Перед перевозкой оформляется специальное разрешение — электронный талон, в котором указывается подробная информация о:

  • месте погрузки;
  • типе, классе опасности груза, его объеме;
  • точке выгрузки;
  • отправителе, возчике и получателе.

Для оформления электронного талона необходима регистрация в единой информационной системе. Для грузов объемом менее 50 кубометров, талон может выписывать перевозчик, для грузов большего объема — отходопроизводитель.

Мусоровозы и другой грузовой транспорт должны быть оборудованы спутниковой навигацией, чтобы отслеживать их передвижение и «отлавливать» нарушителей в случае их отклонения от согласованного маршрута.

При отсутствии электронного талона водителю и собственнику транспортного средства грозят серьезные штрафы вплоть до конфискации автомобиля.

Куда вывозить

С началом мусорной реформы было принято решение о кардинальном сокращении числа полигонов, куда свозились твердые бытовые и строительные отходы. К 2030 году доля перерабатываемого мусора должна быть увеличена до максимальных отметок, неперерабатываемые остатки должны быть утилизированы. Таким образом Россия перейдет к экономике замкнутого цикла, весь мусор после сортировки и переработки снова поступает в производство. Такой подход снижает потребность в ценных первичных ресурсах, уменьшает площади свалок и опасных захоронений.

В Подмосковье уже закрыты все действующие мусорные полигоны, вместо них коммунальный мусор принимают современные комплексы по переработке (КПО). Для строительных отходов создаются отдельные площадки. Один из крупнейших региональных операторов «РТ-Инвест» строит 16 таких объектов на территории области.

Площадки для строительных отходов в Подмосковье

На сайте подмосковного правительства опубликован реестр площадок для размещения строительных отходов. Самые крупные объекты приема располагаются:

  1. на территории Северо-Западной промзоны в Химках;
  2. между Обухово и Шемякино Солнечногорского района;
  3. в Чулково Раменского района;
  4. в Долгопрудном, у старого полигона ТБО.

Штрафы и последствия для нарушителей

За нарушение порядка перемещения и размещения строительных отходов предусмотрены внушительные штрафы. Надзорные органы регулярно проводят рейды по выявлению незаконных свалок, а также вывоз мусора без соответствующих разрешений.

Обратите внимание! Стройотходы нельзя размещать на территории частных земельных участков. Собственникам таких участков предстоит возмещать ущерб, нанесенный окружающей среде. Сумма ущерба рассчитывается на основании результатов проб грунта и воды, которые инспекторы берут на месте незаконной свалки.

В июле этого года правительство Подмосковья приняло решение, что за первое нарушение правил перевозки строительного мусора правонарушителю будет объявлено предупреждение вместо штрафа. Это будет превентивная мера, направленная на повышение социальной ответственности и экологической грамотности. Вторичное нарушение уже будет караться штрафом, а в отдельных случаях конфискацией транспортных средств.

Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию реформа мусорной отрасли набирает обороты. Все поставленные ранее задачи остаются актуальными и должны быть выполнены. Все регионы в большей или меньшей степени внедряют нововведения и формируют принципиально новую систему обращения с мусором.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest