ТКО в квитанции
Обращение с твердыми бытовыми отходами претерпело существенные изменения. Ранее вывоз мусора учитывался в услуге «содержание и ремонт». Теперь этот пункт исключен из платы за жилые помещения, а в квитанциях появилась новая строка по оплате за утилизацию, которая переименовалась в коммунальные услуги в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
Содержание
- 1 Основные отличия
- 2 Что относится к ТКО
- 3 Как ведутся расчеты
- 4 Обязанности всех сторон
- 5 Требования к работе регоператора
- 6 Как бороться с ненадлежащим исполнением обязательств
Нововведения «мусорной реформы» вступили в силу с 1 января 2019 года. В коммунальные услуги по обращению с ТКО входят транспортировка мусора, его обезвреживание и захоронение.
Согласно новым правилам, ответственность за уборку мусорных баков перенесли на регионального оператора. После реформы участились вопросы граждан в связи с непониманием, как сейчас проводится вывоз ТКО и что это в квитанции. Рассмотрим подробно новые понятия, и как законодательно гарантируются права потребителей.
Основные отличия
С введением изменений, прописанных в ФЗ №89, возникла путаница с понятиями. Аббревиатура ТБО расшифровывается, как твердые бытовые отходы. Замена буквы «Б» на «К» означает «коммунальные». Сегодня юридически существует лишь одно обозначение бытового мусора – это твердые коммунальные отходы. Понятие ТБО стало употребляться лишь в разговорном стиле, в официальных документах такое название теперь не встречается.
С одной стороны, можно сказать, что для российских граждан ничего не поменялось с изменением названия платежей, но это не совсем так. Есть еще 2 главных отличия. ТБО относилось к содержанию многоэтажного дома и включалось в оплату для собственников жилплощади. Услуга ТКО же, в свою очередь, это отдельная категория по оплате за вывоз регоператору. К ТБО относился весь мусор, который производился частными лицами в жилых помещениях. Во втором варианте также включаются отходы, которые образуется юрлицами.
Что относится к ТКО
Полный перечень всех видов и коды указаны в приказе Росстата. Чтобы не нарушать законодательные нормы, а также знать свои права, необходимо подробнее узнать про обращение ТКО в платежке, что это, за какие услуги производится оплата.
За работы, которые мы оплачиваем, входит уборка и ликвидация всего обычного мусора. К таковому относятся пищевые остатки, очистки, упаковочная продукции, старая одежда, сломанная канцелярия и т. д.
Объемные вещи, которые утратили свои потребительские характеристики и подлежат утилизации, требует иного подхода. Они также относятся к твердым коммунальным отходам, но под понятием КГО (крупногабаритные). Нельзя выбросить в стандартный контейнер сломанную сантехнику, бытовую технику, двери, мебель, обои. Для этого нужно заказывать дополнительное обслуживание у регоператора или частной компании.
Обратите внимание! Играет роль факт объемности изделий и их количества. Например, за остаток обоев в рулоне штраф не выпишут, но за выкинутый диван предусмотрено административное наказание.
К коммунальным отходам, которые образуются в результате деятельности юридических лиц, относится такой же бытовой мусор, как и в случае с рядовыми потребителями. Это бумага, салфетки, одноразовая посуда, остатки пищи, упаковка и т. д.
В плату за услугу по обращению с ТКО не входят следующие разновидности:
- лампочки с содержанием ртути;
- градусники;
- аккумуляторные устройства;
- автомобильные покрышки;
- остатки от строительных работ;
- деревянные конструкции;
- отходы с животноводческих комплексов.
Утилизация вышеперечисленных видов не входит в компетенцию мусорного оператора. Например, для помета и навоза владельцы животноводческих комплексов используют биоэнергетические способы утилизации (выработка удобрений, переработка на корма, компостирование и др.). Остатки после строительства убираются за дополнительную оплату на специальные полигоны региональным исполнителем или частной фирмой, специализирующейся на данном виде деятельности и имеющей разрешения.
Для градусников и некоторых других устройств также предусмотрены особые требования по ликвидации. Их сдают в санэпидемстанции, МЧС или иные организации, занимающиеся утилизацией токсических веществ.
Как ведутся расчеты
Как правило, население не столько волнует вопрос, что такое ТКО в квитанции, а сколько придется платить ежемесячно. Каждая региональная УК совместно с оператором устанавливает единые тарифы. На потребителей возлагаются расходы по транспортировке и переработке, что включено в расчеты.
Информацию по ежемесячной оплате можно увидеть в специальной строке в платежном документе для собственников квартир. Владельцам собственности в частном секторе приходит отдельная платежка. Расчеты ведутся с учетом количества прописанных жильцов. При этом не играет роли возраст человека – и для взрослых людей, и для детей сумма одинакова. Тариф умножается на норматив накопления, это число делят на 12 месяцев, а затем суммируют по количеству жильцов.
Важно! Значения могут различаться в зависимости от регионов. Также тарифы города и сельской местности отличаются. Актуальные сведения можно уточнить у оператора или местного муниципалитета.
Обязанности всех сторон
Управляющая компания ответственна за заключение договора на оказание услуг ТКО. Также в компетенцию УК входит подготовка площадки для установки контейнера и контроль по наведению порядка вблизи баков, а также составление списка отходов для разделения по соответствующим категориям. Основными обязанностями регионального оператора считаются уборка мусорных контейнеров строго по графику и полная переработка содержимого. С владельцами частных домов заключаются отдельные договоры.
До реформы 2019 года оплаченные средства переходили управляющей компании или ТСЖ, затем организации по вывозу содержимого мусорных баков, далее – на перерабатывающее предприятие. Сейчас же деньги поступают сразу напрямую на счет оператора, даже в случае строки обращения с ТКО в квитанции за квартиру.
После принятия Постановление Правительства РФ №232 каждый оператор выбирается на конкурсной основе и проводит работы в пределах вверенной территории. Статус регионального оператора выдается на 10 лет, по истечении этого срока конкурс нужно проходить снова.
Требования к работе регоператора
Главными требованиями для оператору по вывозу мусора считается периодичность вывоза. Частота выполнения работ зависит от погодных условий:
- в холодный период при температуре ниже 5 градусов – каждые 3 дня;
- в летнее время года – каждый день.
Отклонение от этих сроков может быть не более 72 часов в течение всего месяца. В холодное время допускается просрочить вывоз на 48 часов, а при температуре выше 5 градусов – на 24 часа, но не более общего числа, указанного выше в пределах 30 – 31 дня.
На заметку! Мусорный оператор обеспечивает полный цикл обращения с твердыми коммунальными отходами – от выгрузки содержимого мусорного контейнера до захоронения или утилизации.
В нормативах СанПин указаны обязательные требования для сбора и ликвидации. Например, запрещается вывозить мусор или его переработанную часть на садовые и огородные участки. Перевозка в специально отведенные места для захоронения мусорных масс выполняется на машинах со стандартной грузоподъемностью. В летнее время РО обязан опустошать контейнеры ежедневно, чтобы не допустить процесса гниения в баках. В случае нарушения правил предусмотрены денежные взыскания.
Как бороться с ненадлежащим исполнением обязательств
В случае если многоквартирный дом находится на обслуживании управляющей компании, то договор на обращение с региональным оператором находится в ее юрисдикции. Все претензии, если таковые имеются, нужно предъявлять УК. Владельцы частных домов заключают договор непосредственно с региональным оператором, следовательно, обращение оформляется в соответствующую организацию по вывозу мусора.
Дополнительная информация! Можно снизить размер платы на 3,3% за каждые сутки отклонения от графика по вывозу.
Чтобы зафиксировать факт нарушения, необходимо обратиться к диспетчеру УК. Специалисты должны проверить нарушение качества услуги и составить акт, который станет свидетельством ненадлежащего качества исполнения услуг и официальным документом для перерасчета. В случае подтверждения жалобы собственников плата за обращение с мусором должна снизиться. Если услуги по вывозу не оказывали, то требование к оплате, соответственно, аннулируется.