Транспортировка отходов

Чтобы защитить окружающую среду от загрязнения, сбор, перевозка и утилизация бытового и промышленного мусора должны осуществляться в соответствии с действующими экологическими стандартами. О том, какие требования предъявляются к транспортировке отходов – расскажет наша статья.  

Содержание

  • 1 В каких случаях перевозится мусор
  • 2 Кто может вывозить ТКО
  • 3 Особенности транспортировки опасных и неопасных отходов
  • 4 Строительные
  • 5 Бытовые
  • 6 Медицинские
  • 7 Производственные и промышленные
  • 8 Опасные
  • 9 Требования к транспорту и персоналу
  • 10 Обязательная маркировка
  • 11 Сопроводительные документы
  • 12 Методы утилизации и переработки отходов
  • 13 Заключение

В каких случаях перевозится мусор

Транспортировка отходов – это комплекс мероприятий, направленных на перемещение мусорных накоплений из места сбора или временного хранения до пункта, где будет выполнена их переработка, захоронение, утилизация или обезвреживание. Перевозка твердых бытовых и производственных отходов необходима в следующих случаях:

  • для соблюдения санитарных норм;
  • когда количество мусора превышает действующие нормативы накопления;
  • для своевременного вывоза ТКО с территории коммунального или промышленного предприятия;
  • когда мусор нужно отправить на вторичную переработку;
  • при завершении накопления отходов за конкретный период;
  • когда остатки от одной производственной линии являются сырьевой базой для другого технологического цикла.

Грамотно организованная процедура сбора и транспортировки отходов напрямую влияет на экологическую обстановку во всем регионе и гарантирует безопасность населения. Чтобы уменьшить объем перемещаемого мусора, его могут предварительно прессовать в брикеты или специальные контейнеры.

Кто может вывозить ТКО

Согласно российскому законодательству, осуществлять транспортировку мусора могут только организации, которые имеют действующую лицензию на данный вид коммерческой деятельности. Перевозка мусорных накоплений должна выполняться исключительно спецтранспортом, а сотрудники компании-перевозчика обязаны пройти обучение в учебных заведениях с соответствующей аккредитацией. В лицензии указывается с каким именно классом отходов работник может взаимодействовать.

Интересно знать! Между мусорным оператором и субъектом, который производит ТКО, заключается договор. Сотрудники контролирующих органов, в частности ГИБДД, строго следят за тем, чтобы у водителей грузовиков и мусоровозов были все необходимые документы. В случае обнаружения отсутствия разрешительной документации, на нарушителя составляется протокол, по которому он будет привлечен к ответственности.

Особенности транспортировки опасных и неопасных отходов

Условия перевозки мусора напрямую зависят от класса его опасности. Существует следующая классификация отходов:

  • 5 класс – неопасные для экологии, быстро разлагаемые мусорные накопления (как правило, испорченные продукты питания, бумага, пепел, остатки дерева и т.д.);
  • 4 класс – малоопасный мусор, который в естественной среде разлагается за 0.5-3 года (стройматериалы, металлолом, картон и пр.);
  • 3 класс – умеренно-опасные отходы, которым для распада в природных условиях потребуется от 10 до 30 лет. В данную категорию входят щелочи, предметы, включающие медь, серебро или никель, химически загрязненные строительные материалы, резина, масла и пр.);
  • 2 класс – достаточно опасный мусор, который наносит непоправимый вред экологии на период от 30 до 50 лет (продукты нефтепереработки, кислоты, инсектициды и пр.);
  • 1 класс – чрезвычайно опасные мусорные накопления, которые могут нанести серьезный вред не только природе, но и здоровью человека (ртуть, полоний, свинец и пр.).

Для транспортировки неопасных отходов, лицензия и другие специальные разрешения не требуются. Достаточно предъявить контролирующим органам заключение, выданное аккредитованной лабораторией, которое подтверждает, что перевозимые мусорные накопления относятся к 5 классу опасности.

Однако на практике, часто с неопасным мусором транспортируют и опасный (так, как сортировку выполнить проблематично), поэтому мусоровывозящие организации проходят обязательное лицензирование.

Обратите внимание! Транспортировка отходов 1 класса строго регламентирована и производится по действующим экологическим нормам.

Строительные

Согласно нормативно-правовой базе РФ, мусор после ремонтных работ должен собираться, перевозиться и утилизироваться по особым правилам. К строительным отходам относятся все виды остаточных материалов после демонтажа, реконструкции или ремонта зданий, а именно:

  1. металлоконструкции, бетон, камень, кирпич, стекло;
  2. обрезки труб, сантехника;
  3. обои, штукатурка, кафель, напольное покрытие;
  4. различные отделочные материалы и т.д.

Способ транспортировки отходов 5 и 4 класса зависит от их структуры и габаритов. Демонтированные дверные и оконные блоки, обломки кирпича и бетона, а также другие крупногабаритные предметы собираются в специальный контейнер или бункер, который после наполнения вывозится спецтранспортом на полигон или мусороперерабатывающий завод.

Важно! Выбрасывать остатки стройматериалов в обычные баки для ТБО категорически запрещено. За нарушение предусмотрены штрафные санкции.

Бытовые

Мусорные накопления бытового происхождения не относятся к опасным, поэтому их перевозка не требует применения специализированного транспорта. Как правило, используются стандартные мусоровозы, которые предварительно спрессовывают остатки перед тем, как отправить их на полигон.

Дополнительная маркировка на такие машины не требуется. Такой сор разрешено перевозить россыпью, навалом или в виде смеси. Важно только соблюдать общие правила по транспортировке отходов – надежная фиксация груза, закрытие кузова тентом и пр.

Медицинские

Вывозить мусор с территории лечебно-профилактических учреждений могут исключительно лицензированные компании-перевозчики, обладающие спецтранспортом. Повышенные требования к транспортировки медицинских отходов предъявляются к мусорным накоплениям класса Б, который представляет эпидемиологическую опасность для природы и людей – остатки реагентов и пищи, инструменты, фрагменты тканей, вакцины и другие материалы, инфицированные бактериями 3-4 групп патогенности.

Внимание! Транспорт, который осуществляет перевозку чрезвычайно опасного медицинского сора, запрещено использовать для перемещения других грузов. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормативам, такие машины должны соответствовать определенным техническим требованиям (кузов и кабина водителя отделены перегородкой, обшивка кузова выполнена из гладких, устойчивых к механическим повреждениям, материалов, наличие специальной маркировки).

Для транспортировки медицинских отходов используются контейнеры, оснащенные герметично закрывающимися крышками. Во время движения, они должны быть надежно зафиксированы. Ввиду того, что существует риск повреждения упаковки, персонал обязан регулярно проходить обучение, как действовать в форс-мажорных ситуациях. В случае, если перевозка медотходов занимает больше 4-х часов времени, машина должны оснащаться холодильной установкой.

Производственные и промышленные

Отходы производства – отдельная категория мусорных накоплений, сбор и транспортировка которых зависит от многих факторов. Перевозка «мусора» с промышленный предприятий в пункты его захоронения, переработки или утилизации должна осуществляться только лицензированными компаниями, в строго установленном порядке.

Технология транспортировки полуфабрикатов и сырьевых остатков напрямую зависит от их физико-химических характеристик. Так твердые отходы вывозятся в специальных бункерах или контейнерах, жидкие и газообразные – только в герметичных резервуарах. Тип транспорта зависит от класса опасности и объема груза.

Опасные

Транспортировка опасных отходов регламентируется отдельно. Персонал, который выполняет данные работы, обязан иметь диплом о соответствующей профподготовке, а транспорт должен быть укомплектован спецоборудованием и аварийной системой оповещения о внештатных ситуациях. К контейнерам и упаковке мусорных накоплений также предъявляются повышенные требования. Тара должна быть:

  • герметичной;
  • прочной;
  • инертной к химическим реагентам;
  • плотной, исключающей любое высыпание или протечки.

На заметку! Газообразные быстровоспламеняющиеся, токсичные, взрывоопасные и ядовитые смеси упаковывают особо тщательно. Для перевозки таких грузов может понадобиться спецразрешение и сопровождение контролирующих органов до места разгрузки.

Требования к транспорту и персоналу

Перемещение отходов должно быть максимально механизированным, поэтому осуществляется при помощи спецтехники, оснащенной разными приспособлениями. Для перевозки ТБО подходят стандартные мусоровозы, однако для опасных и крупногабаритных грузов они не пригодны – здесь, согласно регламенту, необходимо использовать технику с платформой и манипулятором, цельнометаллическим или опрокидывающимся кузовом.

На автомобили в обязательном порядке должны быть установлены средства пожаротушения, противооткатные упоры, качественное освещение и сигнализация оранжевого цвета. Водитель и персонал обязаны иметь средства индивидуальной защиты, а при транспортировке опасных отходов – реагенты для нейтрализации аварий.

Обязательная маркировка

Техника, которая осуществляет перевозку мусорных накоплений должна маркироваться соответствующими знаками. Опознавательная метка отображается на оранжевом фоне, в верхней части указывается класс опасности, а в нижней номер ООН. Надписи на знак наносятся огнеупорной, износостойкой краской, которая способна выдержать до 15 минут воздействия открытого пламени.

Сопроводительные документы

Перемещение ТКО, строительных отходов, остатков производства и, тем более, опасных грузов должно сопровождаться соответствующей документацией. В бумагах должна указываться следующая информация:

  1. цель перевозки мусорных накоплений;
  2. место, куда направляется мусоровоз;
  3. данные об организации-перевозчике;
  4. объем транспортируемого мусора.

Помимо этого, на отходы должен быть выписан паспорт, который указывает к какому классу опасности они относятся. ТС и персонал, осуществляющие перемещение грузов, также должны иметь разрешение.

Методы утилизации и переработки отходов

Сегодня существует множество способов утилизации мусорных накоплений. Методика уничтожения или переработки промышленных и бытовых отходов подбирается в зависимости от их физико-химических параметров:

  • захоронение на полигоне;
  • пиролиз;
  • сжигание;
  • компостирование и брикетирование;
  • вторичная переработка.

Дополнительная информация! Современные технологии утилизации ТКО постоянно совершенствуются, чтобы сократить до минимума их негативное влияние на окружающую среду.

Заключение

Транспортировка отходов – достаточно непростой процесс, требующий от компании-перевозчика наличия лицензии, спецтранспорта и специально обученного персонала. Государство строго контролирует данную сферу деятельности, постоянно разрабатывая и внедряя новые стандарты обращения с мусорными накоплениями. Именно поэтому, перевозкой мусора должны заниматься исключительно профильные организации.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest